ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ И ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ

Отправить документы на поступление в вуз в 2020 году можно только двумя способами. Их устанавливает Приказ Минобрнауки № 547:

— через личный кабинет на сайте университета,
— через суперсервис «Поступление в вуз онлайн» от Госуслуг.
При этом приказ отменяет подачу документов с использованием электронной подписи — подпись для поступления не нужна.

Окончательно не ясно, можно ли подать документы обычной почтой или очно. Приказ № 457 отменяет эти способы. Однако, по словам министра образования Валерия Фалькова, если у абитуриента нет интернета, то он может воспользоваться обычной почтой. В любом случае можно ли подать бумажные документы, нужно уточнять в конкретном вузе. Например, Нижегородский госуниверситет им. Лобачевского полностью отказался от почтовой отправки и очной подачи документов.

Поступление через личный кабинет вуза
На сайте большинства университетов есть личный кабинет, через который абитуриент может отправить документы на поступление. У каждого вуза свои требования к такому поступлению, но схема действий похожа:

— Нужно распечатать заявление о приеме, заполнить его и подписать от руки. Отсканировать или сфотографировать подписанный документ, загрузить скан в личный кабинет.
— Прикрепить в личном кабинете сканы или фотографии остальных документов: паспорта, аттестата или других документов об образовании. Также можно приложить сканы бумаг, подтверждающих право на льготы, например, диплом всероссийской олимпиады.
— Ввести свои ФИО, дату рождения и другие данные.
— Отправить заявку.
В течение нескольких дней приемная комиссия рассмотрит заявку и внесет вас в списки поступающих. Чтобы вас зачислили, нужно позже отправить в личный кабинет скан заявления о согласии на зачисление.

Важное условие такого поступления — в течение года после зачисления нужно предоставить оригиналы документов в университет.

Поступление в вуз через Госуслуги
Другой способ подать документы через интернет — суперсервис на портале Госуслуг. В нем абитуриент сможет отправить документы сразу в несколько университетов, отследить свой рейтинг и зачислиться в один из вузов. Запустить сервис планируется 20 июня 2020 года.

Чтобы воспользоваться сервисом, нужна учетная запись на Госуслугах. Пока сервис не начнет работу, не ясно, какой статус должен быть у учетной записи: упрощенная, стандартная или подтвержденная. Скорее всего понадобится подтвержденная — инструкции Госуслуг говорят, что именно такой статус позволит воспользоваться всеми услугами портала.

Чтобы учетная запись стала подтвержденной, нужно зарегистрироваться на портале, ввести свои данные, а потом подтвердить личность одним из способов:

— Прийти в МФЦ. Однако это может быть затруднительно во время вынужденной самоизоляции. Попасть в отделение МФЦ можно только только по предварительной записи, очередь на которую может достигать двух-трех недель.
— Воспользоваться интернет-банком Сбербанка, Тинькофф Банка или Почта Банка. При этом абитуриент должен быть клиентом этого банка.
— Получить подтверждающее письмо Почтой России.
— Использовать квалифицированную электронную подпись. Получить ее можно в аккредитованном удостоверяющем центре.

Зарегистрироваться на Госуслугах и получить подтвержденную учетную запись лучше заранее. Когда сервис «Поступление в вуз онлайн» запустят, тысячи абитуриентов попробуют им воспользоваться, и портал может не выдержать нагрузки — часть услуг, в том числе регистрация, могут стать недоступны на какое-то время.

Какая электронная подпись подойдет для поступления в вуз через Госуслуги
Чтобы подтвердить свою учетную запись на Госуслугах, подойдет любая квалифицированная электронная подпись. Например, базовая подпись для физических лиц.
Подпись нужно оформить на абитуриента. Ничего страшного, если поступающему нет 18 лет — подпись можно получить с 14 лет. Нужно будет только согласие от родителей и стандартные документы для выпуска подписи.

Как получить электронную подпись для абитуриента
Для оформления электронной подписи нужны:

— Паспорт абитуриента (оригинал или заверенная копия).
— Номер ИНН. Если свидетельства ИНН еще нет, то оформить его на сайте налоговой.
— Номер СНИЛС. Его нужно получать через МФЦ или в управлении Пенсионного фонда по месту жительства.
— Заявление на выдачу сертификата электронной подписи. Оно должно быть подписано собственноручно будущим владельцем подписи, то есть абитуриентом.
Шаблон такого заявления вам выдадут у нас в офисе, куда придете оформлять подпись.
— Письменное согласие одного из родителей на обработку персональных данных и совершение сделки (покупку подписи). Согласие оформляется в простой письменной форме, подписывается от руки.
Ваши данные проверит удостоверяющий центр, на это уйдет 15−30 мин. После этого вам нужно прийти в наш офис с оригиналом паспорта, удостоверить личность и получить электронную подпись.

Сколько стоит электронная подпись
Для подачи документов в вуз подходит электронная подпись для физических лиц — ее стоимость начинается от 1 200 руб.